вторник, 21 октября 2008 г.

Эссе-"Равноденствие"

Со дня создания сайта "Равноденствие"минуло уже почти полгода.За это время наш клуб стал автором нескольких интересных инициатив. В их числе такие,как поздравление с юбилеем маэстро Жарра,продвижение идеи его концерта в Царском Селе,поддержка уникального радиопроекта "Лунный город,e-cetere...

Но самый важный успех "Новых горизонтов"-его участники,без которых были бы невозможны его проекты и затеи!
Также благодаря им,всем нашим друзьям,география клуба охватила почти всю страну:
от Петербурга-до Новосибирска,от Северодвинска-до Новороссийска...

Сегодня мы публикуем написанное Александром из северодвинска эссе о пожалуй лучшем альбоме Жарра "Равноденствие"(первоисточник-сайт:Жарр по-русски).


Гармония Equinoxe

Можно представить себе реакцию людей на самый первый альбом Жана Мишеля Жарра OXYGENE, казалось, это вершина, и никогда больше синтезаторы не запоют с такой изобразительной силой и мощью. А оказалось, первый альбом - «всего лишь» базовый лагерь альпинистов перед взятием пика Победы. Когда я думаю о достижениях человечества в области музыки, то мне представляется целая горная страна, в которой вершины - это пики творчества отдельных композиторов. Жан Мишель Жарр среди них - это горная цепь, на которой сверкает ослепительным блеском его второй альбом Equinoxe (Равноденствие).
Начало очень напоминает соответствующее начало OXYGENE, и инструменты очень похожи, но если в OXYGENE изображается новорожденный мир, еще слабый, неоформленный, но с радостным предчувствием, предощущением зарождающейся жизни, то в этом альбоме цикл повторяется уже на другом качественном уровне. Земля за 4 миллиарда лет прошла все мыслимые уровни геологического и биологического развития, поэтому в начале чувствуется некая предсказуемость, предопределенность.
Итак: Первые лучи солнца пробивают атмосферу, вслед за этой игрой лучей встает солнце (38 сек), все выше поднимается над горизонтом, его лучи согревают и небо и землю, но довольно скоро на фоне журчащей воды звучат финальные аккорды. Первая часть символизирует уходящее лето.
Вторая часть начинается с дуновения холодного осеннего ветра, идет дождь, а может, текут ручьи после осеннего дождя. От ясного синего неба остались только воспоминания, по нему теперь медленно плывут серые облака, с которых все сыплется мелкий дождь. Прохладный ветер несет по полям опавшие листья, пахнет грустью и одиночеством. Музыка все больше замедляет темп, передавая дыхание осени, впечатление усиливают пролетевшие стаи перелетных птиц (особенно на 3 мин 33 сек). Живая природа постепенно смиряется со стихиями, готовясь ко сну, свет дня сравнялся с темнотой ночи. Осеннее равноденствие. На 4 мин 15 сек подул уже морозный северный ветер, шум прибоя вызывает в третьей части ощущение свежести и наступает зима.
В воздухе закружились снежинки, музыка приобрела более мажорный характер, засверкал на солнце чистый снег, сосульки переливаются всеми цветами радуги. Солнце зависло низко над горизонтом, колыбельная мелодия навевает ощущение покоя, природа спит, отдыхает. С 3 мин 23 сек периодические удары колокола возвещают время зимнего солнцестояния, солнце зашло, наступила долгая полярная ночь. Замерзло и замерло все, жизнь погрузилась в спячку, только неутомимые подземные термальные источники издают булькающие звуки, вынося из недр земли пар и горячую воду.

Часть четвертая: зажглись звезды, заполыхало северное сияние, кто видел это чудесное явление, тот поймет меня, весь фокус в том, что сияние не стоит на месте, оно живет, оно колышется, переливается, и то мечется от края неба до края, то вращается и испускает лучи. Оторваться от зрелища просто невозможно, салюты, фейерверки и лазерные шоу не дают такого чувства настоящего, космического действа, причем в какой-то момент понимаешь, что эти потоки заряженных частиц летят на огромных расстояниях в тысячи километров, двигаясь в магнитном поле Земли с безумными скоростями. А всем этим спектаклем управляет невидимое сейчас Солнце, посылая так называемый, солнечный космический ветер из заряженных частиц. Примерно на 47 сек полное ощущение, что тобой выстрелили из лука прямо в космическое пространство, тело моментально потеряло вес, и ты летишь, словно во сне, свободно управляя своим полетом среди метеорных потоков. На 2 мин 15 сек ты делаешь короткую посадку на какой-то загадочной планете, может это Марс? На 2 мин 40 сек слышны загадочные сигналы из космоса, может это сообщения инопланетного разума, а может так изображается инопланетная жизнь. За остальное время этой части видимо успеваешь побывать во всех окрестностях нашей солнечной системы. Буйство космических красок просто поражает, я бы даже сказал – утомляет. На 5 мин видно, как Земля вращается вокруг Солнца, примерно как в картинке из учебника Астрономии, может, помните такую, там изображены 4 основных положения Земли относительно Солнца, два из них и есть иллюстрация равноденствия. У меня мурашки идут по коже в этом месте, так чувствуется движение нашей ПЛАНЕТЫ, такое постоянное, неизменное в течение миллиардов лет, словно гигантский часовой механизм, заведенный очень давно, и неспешно и исправно выполняющий волю своего Создателя. Возвращение на родную Землю происходит (видимо в день весеннего равноденствия) незаметно, словно, пробуждение ото сна. Так, наверное, чувствует себя космонавт, проснувшись на следующее утро после возвращения с орбиты, для него все земное чувствуется особенно остро, но после космического безмолвия и долгой разлуки с Землей, нет ничего восхитительнее звуков и ощущений весенней грозы в пятой части.
Вскочив, (если это возможно) с постели, космический путешественник бежит сломя голову в дождь и грозу, позабыв от радости об опасности промокнуть и удара молнии, он бежит не разбирая дороги по лужам, мокрый, но счастливый, сердце бешено колотится в диком упоении, такую радость испытываешь редко. В наэлектризованном воздухе пахнет озоном. Настроение очень напоминает «весенний бег» Маугли, перечитайте эту главу у Киплинга, не пожалеете.
В шестой части уставший и счастливый землянин переходит на ровный бег, потом на обычный шаг, он вернулся, сполна насытился энергией Земли и стал как все. В уме же не перестает благодарить земную природу за то, что есть он и есть она – такая родная планета. За то, что он ее частица.

Это тема седьмой части. Человек, недавно вернувшийся из космоса, вспоминает, какой красавицей он видел свою планету со стороны из космоса, как не мог на нее налюбоваться, готовый часами висеть у иллюминатора космического корабля. Сколько разных планет он повидал, но жизнь есть только на нашей, и красивее родной планеты во всей Вселенной не найти. Эти космические феерические картины и чувство восстановленного единения с земной природой переполняют всю душу, превращаясь в чувство любви и благодарности к ней. От нахлынувших его чувств, слезы наворачиваются на глаза и уже непонятно- то ли лицо мокрое от слез, то ли от дождя, то ли это человек плакал от полноты чувств после разлуки с Землей, то ли небо плакало после долгой разлуки со своим сыном. Сердце успокаивается от недавнего бега.
В восьмой части человек вернулся домой. Закрыл плотнее двери и окна, ливень понемногу превращается в обычный дождь. С крыши льются струйки, по лужам звонко шлепают крупные капли, из водосточной трубы вода идет мощным потоком. За окном еще слышна уходящая гроза, слышно как иногда от удара грома звенят стекла. Человек заводит свой старый патефон, звучит старинная музыка. (Вообще - это гениальная находка! Мелодия вставлена внутрь композиции подобно матрешке.) Подумать только, какой небывалой силы контраст с полетами в четвертой части! Мелодия напоминает колыбельную, на самом деле являясь старинным танго, вызывает щемящую ностальгию и детскую улыбку одновременно, человек незаметно и тихо заснул, убаюканный звуками дождя и патефона. Во сне он видит космос, густо усеянный звездами, в центре медленно вращается, постепенно удаляясь, наша планета, проплывают материки и океаны, местами затянутые белыми облаками, зрелище красиво-грустное, понимаешь, что рано или поздно придется покинуть эту колыбель жизни навсегда.
Финальная тема навеяна мыслями о нашей прекрасной Земле, о том, как она хороша, что теперь все ее красоты у нас в руках, сможем ли сохранить, не погубить нашу планету, оставить ее и своим потомкам?

Послесловие: Если OXYGENE символизирует чистый воздух, атмосферу, то Equinoxe насквозь пропах озоном, т.е. тем же кислородом, только в более концентрированной форме (О3). Дышать им можно хоть и с наслаждением, но без вреда для здоровья только несколько минут – как раз на время после только что прошедшей грозы или продолжительности звучания Equinoxe. Прослушивание этого альбома вызывает тот же эффект очищения, катарсиса. Поэтому как-то не получается Equinoxe использовать в качестве фона, все равно захватит и протрясет как следует. Сам альбом достоин называться лучшим не только в дискографии Жана Мишеля Жарра, но и лучшим альбомом синтезаторной музыки в мире, на все времена, разумеется. Я думаю, еще будут исследования творчества Жана Мишеля Жарра, подобные исследованиям трудов поэтов, к примеру, поэм А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Борис Годунов». Препарируя или «проверяя алгеброй гармонию» произведения классиков, ученые находят множество любопытных закономерностей, о чем написаны тома (!!!) исследований. Второй альбом Жарра просто просится на стол специалистам по музыке, ведь альбом создавался не просто идейно о Равноденствии как образе равенства дня и ночи, как синтезе, гармонии противоположностей, но и по внутреннему строению он, безусловно, красив и гармоничен.

Александр из Северодвинска, 19.01.2006

Комментариев нет: