воскресенье, 23 июня 2013 г.

Музыка – лекарство??? Скорее она уникальный проводник между материальным и духовным мирами в жизни человека.

Интервью с электронно-хоровым трио:Константин Кайханиди,Ирина Сакне, Борис Тараканов и Академический большой хор РГГУ.





Я познакомился с этой славной компанией москвичей в разгар собственной работы над русской версией официального блога Жана-Мишеля Жарра. В тот, почти уже зимний, приезд «маэстро из Лиона» в Москву, в ноябре 2008-го, ему был преподнесён поистине королевский дар - он стал почётным доктором Московского Химико-технологического Университета. В РХТУ имени Менделеева до него этой чести удостаивались такие известные люди, как: Маргарет Тетчер, Жак-Ив Кусто, Хосе Каррерас, Тур Хейердал, Монтсеррат Кабалье, Ирина Архипова, и Галина Павловна Вишневская,- всё первый эшелон звёзд. Но куда важней и приятней было приложение к плюшевой мантии - космическая дилогия «Гимн Кислороду» и "Молитва", на стихи великого Леонардо, исполненная перед свежеиспечённым учёным самими авторами: композитором и клавишником Константином Кайханиди, Академическим большим хором под управлением профессора Бориса Тараканова, и солисткой с дивным сопрано, Ириной Сакне. Реакция Жарра – долгие объятия, в которых он задушил троицу. Они оказались людьми одной крови, - как позже заметил Жарр.
Так интервью с этим своеобразным трио стало для меня лишь вопросом времени…
Игорь
Приветствую вас, друзья.
Идея беседы с вашим своеобразным трио, признаться, возникла довольно давно, если верить памяти, после вашего выступления перед Жарром. Но этого коснёмся попозже, а пока вопрос ко всем вам: я прав, что называю вашу творческую дружбу «трио», или это придуманная мной метафора? Мне проще подразумевать вас командой. 
Итак, вопрос Константину, до недавних пор, единственному композитору из всех троих: кто из вас является генератором новых проектов, как это было в случае с посвящением Жану-Мишелю?
Константин



Прежде всего, хочу сказать, что, безусловно, нас можно назвать командой единомышленников во многом, но все-таки, наши творческие дороги в силу разности жанров идут самостоятельно. Однако, учитывая, что моя композиторская деятельность подразумевает, в том числе, и работу с вокально-хоровым искусством, а Ирина Сакне и Борис Тараканов с его хором смело экспериментируют под девизом «жанры без границ», мы периодически генерируем и реализуем совместные нестандартные идеи и проекты.



И, как результат одного из таких замыслов, - нашей командой был дан концерт для Жана Мишеля Жарра в 2008 году.
Игорь

А к кому пришла идея акции «Ночь в метро», в мае 2012-го. Борис, - проект был некоммерческий, тогда в чём для вас его смысл? - Услышать и оценить акустику московской подземки?

Борис



Игорь, Вы правильно отметили - проект "Ночь в метро" абсолютно некоммерческий и вопрос "сколько" даже не поднимался. Нам, наоборот, пришлось заплатить за вход. Основную роль здесь сыграла необычность самой концертной площадки, до такого даже Жарр не додумывался.



В московском метро, как ни странно, присутствует атмосфера храма, ведь не секрет, что первые станции его строились архитекторами, имеющими храмовую закалку. В Петербурге оно уже другое - это иной мир, отличающийся от московского. Как собственно вообще Москва и нежно любимый мною Питер - это разные грани Вселенной. Подземка Москвы не просто вокзалы, это, на минуточку, храмы! Тайну этой архитектуры нам уже не разгадать никогда, но к ней можно приобщиться. Что мы и сделали - вплели нашу собственную тайну в тайну станции "Кропоткинская". Мы сами не ожидали, каким интересным симбиозом станет звучание Костиных синтезаторов, Ирин вокал, и  мощь «подземного хора» в этих декорациях.




Игорь

Пожалуй,  я соглашусь, что электронное звучание, в сочетании с академическим хором и «не бедным» сопрано, не каждый день встретишь.

Борис
Естественно, в концертном формате подобный жанр - всегда "от кутюр", он сам по себе не терпит повседневности. Но слушать его в записи можно хоть каждый день - он в состоянии порождать удовольствие особого рода. Для тех, кто, как говорят, в теме....
Игорь

Получается, что подходящих для такого случая событий должно быть совсем немного?

Борис
Игорь, планы есть всегда, но дело даже не в планах, а в огромной емкости и затратности подобных футуристических проектов. Такое шоу подразумевает, ко всему, и колоссальную визуальную партитуру – лазерно-световые и видео-проекции, хореографические постановки, модерн-балет. Правда, мы до этого ещё не дошли, но в Вашем вопросе я прочёл и ещё один-о планах?



Планировать должны не мы, "трио бандуристов", а продюсеры, режиссеры-постановщики и вообще специально обученные люди. Поэтому в настоящее время, мы делаем упор на эксклюзивность концертов, таких как “Ночь в метро” и живое исполнение.
Игорь

Синтезатор, в моём понимании, всё-таки, электрический миксер, с музыкальными полномочиями. Вопрос к Вам, Ирина: насколько легко Вы адаптируете свой голос в электронику Константина? Ведь Вы куда чаще работаете с оперными партиями?

Ирина



Игорь, Вы понимаете, на самом деле ничего особенно адаптировать не приходится.
Чтобы хорошо исполнить, музыку нужно чувствовать. Это легко, когда музыкальный материал нравится или очень близок сам по себе.
Игорь

Вот вы о чём?Понимаю, особенно если  материал соткан самым близким Вам человеком.

Ирина
Признаюсь, муж мне не приказывает, но мы друг к другу прислушиваемся.
Наверное, в этом секрет нашего тандема.



Чаще всего манера исполнения наших совместных работ остаётся академической, хотя, иногда я применяю и эстрадную технику, и была даже идея поэкспериментировать с этническим голосовым звучанием, что-то вроде «Zoolooк»
Игорь

Я был бы не прав, упустив следующую тему: как и почему ваши творческие пути однажды сошлись? Борис, - у Вас найдётся в запасе ответ?

Борис
Ну, этот ответ давно у меня в запасе. Несколько лет назад один из участников хора пригласил Ирину на репетицию. Никто тогда не подозревал, что её случайное появление в нашем коллективе перерастёт в дружбу и многолетнее  плодотворное сотрудничество. Услышав её необыкновенное соло, - меня тут же посетила мысль предложить ей спеть с нами только что присланную Эндрю Ллойд Уэббером, специально адаптированную для нашего хора и солистки «Pie Jesu» из «Реквиема». 



Это была удачная мысль, меньше чем через месяц мы дебютировали с этой темой на сцене Светского зала Храма Христа Спасителя. Вскоре, Ирина представила нам композитора – Константина Кайханиди… Я услышал звук, с которым мне ещё не приходилось работать. Согласитесь, меня просто не могло не прорвать идеями на предмет совместного и вполне научного авантюризма.
Игорь

Вопрос Константину, главному сюрреалисту команды: однажды Дали высказался в том духе, что, взятые по отдельности, предметы в его картинах вполне реальны, однако, оказавшись вместе, они перестают быть принадлежностью обыденности мира, указывая на его фантастичность. Это как будто про вас троих, или это мои преувеличения?

Константин
Звуковой мир, является неиссякаемым источником сотворения музыкальных полотен и многоплановых звуковых систем. Но глубина, гибкость и уникальность человеческого голоса не может быть ничем заменена, поэтому позволяет расширить пространство этого макрокосмоса звуков.



Таким образом, мы прекрасно дополняем друг друга в нашем творческом тандеме.
Игорь

Я несколько задержу Вас на теме электронного звука: читая как то, что Вы, говоря образно, учились электронной музыке заочно у самого Жарра, разбирая его музыку до тембров и обертонов, исследуя ритмические рисунки. Метод оказался весьма успешен, но, предположу, что одним только Жарром здесь не обошлось. Подопытными в Вашей творческой лаборатории были и композиции отечественных классиков – электронщиков? Если всё так, то чья музыка труднее подвергается такому анализу?

Константин
Моё творчество началось ещё в раннем детстве. Когда мне было 6 лет, я начал обучаться игре на фортепиано и изучать музыкальную грамоту. Спустя время, помимо классической музыки, я начинаю знакомиться с творчеством великих музыкантов и композиторов современности: Жана Мишеля Жарра, Вангелиса, Эдуарда Артемьева, Клауса Шульце и др., это и определило музыкальное направление, в котором в дальнейшем я начну работать.



Естественно, Жарр был первым, но и каждый из упомянутых композиторов обладает собственным уникальным миром звуков и красок, поэтому анализировать их творчество в равной степени сложно.
Игорь

Ваш первый альбом «KAIHANIDI “JARREPLANET”» оказался посвящённым Жану Мишелю, но он посвящён ещё и Леонардо Да Винчи – Вы находите общее между этими мастерами, или параллель пролегла здесь волею случая?

Константин
Параллель очевидна: это величайшие люди - каждый в своей эпохе. И тексты, вошедшие в альбом «KAIHANIDI “JARREPLANET”», были взяты не случайно, так как они определенно отражают идеологию самого альбома – тематику «Спасения Мира». 




А название альбома «KAIHANIDI “JARREPLANET”» вторит этой теме, так как Жан Мишель Жарр много лет носит звание «Гражданина Планеты» и «Посланника ЮНЕСКО», заботящегося о состоянии окружающей среды и активного борца за ее сохранение для будущих поколений.
Игорь

Ваши новые альбомы «THEMES» и «OCEAN-PICTURES», подобно «Планете Жарр», являются отчасти плодом вашей тройственности, и насколько я понимаю, в них есть призыв спасти экологию. А как Вы оцениваете вклад искусства в избавление от вот-вот готовых свалиться на нас проблем? Музыка здесь как лекарство или как предупреждение?

Константин
Спасибо за вопрос, Игорь, но «THEMES» - это собрание тематических эпизодов из трех альбомов. С одной стороны, в нем содержатся лучшие, на мой взгляд, треки из альбома «KAIHANIDI “JARREPLANET”»



с другой - он знакомит с фрагментами двух новых, абсолютно полярных альбомов «ASTRONOMIC» 




и «OCEAN-PICTURES», над которыми в настоящее время я работаю.




Музыка – лекарство??? Скорее - это уникальный проводник между материальным и духовным мирами в жизни человека.
Игорь

И снова слово Борису: Для музыки голос скорее не ретранслятор, а инструмент, передающий определённые чувства. Понятно, что у каждого своя техника, но в любом случае, речь идёт о наладке дыхания целого хора. Что помогает, а что мешает работе в таких материях, как, скажем, тема «Пророчества», скрывающая довольно сложную душевную механику?

Борис
Игорь, здесь я заострил бы внимание на Ирином  сопрано, оно очень органично. Вот обратите внимание насколько при полной узнаваемости тембра, у Иры по-разному звучит голос в зависимости от конкретного Костиного сочинения:
В "World Salvation"- до  металла, в нём слышится воля отмены Конца Света, потому что этот мир не кончится никогда!... 


В "Молитве" - другое дело! Это сдержанный стон и мольба. Мне кажется, что в ней она удачно совместила поэзию Леонардо с музыкальным прорывом Кайханиди, все мы искренне и от души молим Всевышнего о спасении ".
В треке "Пророчество" - все наоборот. Здесь в Ирином голосе глубокие влажные обертона в среднем регистре, проникновенная лирика Одиночества, Ожидания, и извечная женская попытка заглянуть По Ту Сторону Судьбы


Игорь

Музыка столь часто пересекается с мистикой, - случалось ли такое с вами троими?

Борис
Я думаю каждый из нас это может подтвердить. Любое творчество по своей природе - медиумично, а уж такое совмещение различных сред тем более.



Игорь

Борис, Вы кажетесь самым жизнерадостным «кондуктором» нашей страны, - что позвало Вас из вполне благополучного банковского сектора в полную неясности жизнь руководителя хора, и сделало этот переход успешным?

Борис
Всё просто - в какой-то момент пришлось сделать выбор. Я его сделал, и пока что ни разу не пожалел. По крайней мере, слез с валерианки и корвалола, так что, плюсы налицо.



Игорь

Как получилось что хор, прежде ни на что особенное не претендовавший, сегодня стал хорошо известным, - вы работаете со звёздами:  Каррерасом, Кабалье, Соткилавой, превратившись в серьёзный академический коллектив.

Борис
Игорь, Бог с Вами, никакой конкуренции Большому Театру, и вообще кому либо. Мы всего лишь любительский хор, раньше это вообще называлось плебейским термином "художественная самодеятельность". Все остальное - это просто желание сделать хорошо и отсутствие шор. 



На каком-то этапе я почувствовал от людей такую отдачу, мы словно набрали высоту, девизом хора стало "Зачем делать простое, когда можно сделать невозможное!"



Желание сделать что-нибудь вместе... Но главное - творческий союз с моей любимой парой - Ирой и Костей.
Никакого секрета - надо просто любить свой хор - всех ребят вместе и каждого в отдельности.



Игорь

Тогда самое время спросить - что произошло: хору повезло со сменой руководителя или Вам с принявшим Вас коллективом?
Подвопрос - насколько ваш состав постоянен?

Борис
Парадокс в том, что текучки у нас практически нет. Но есть функциональная и в основном в женском составе - замуж вышла, дети пошли... какое-то время не до хора, да и вообще не до чего. Потом возвращаются. К нам в основном приходят.



Игорь

Скажите, Борис,  когда электроника впервые атаковала ваш хор,  как Ваши подопечные восприняли этот эксперимент? Признайтесь - у вас бывали бунты на корабле, вздёргивали непокорных на рее»?

Борис
Такую рею еще не построили. 



На самом деле, у нас в хоре люди, во-первых, совершенно готовые к экспериментам, во-вторых - уже привыкшие к моим безумным идеям. Наш главный хормейстер и композитор Антон Федоров, услышав очередную мою идею, одно время крутил пальцем у виска. Потом перестал - рука устала. А ведь именно на него первого ложится партитурная составляющая любого моего репертуарного бреда. И не было случая, чтобы у него и у хора не получилось. Вот порой и думаю - может, и не такой уж это бред...




Игорь

Я оговорился, сказав, что в вашей команде только один композитор. Ирина, недавно закончила писать некую музыкальную историю «Гром». Насколько я могу судить,- это мюзикл? Позволю себе догадаться, что Вы писали его под свой голос, а что за либретто, и откуда взяты стихи? И не современная ли это опера, - что Вы скажете?

Ирина
Про оперу действительно громко сказано, в настоящее время я занимаюсь созданием музыкально-драматического произведения «Гром». Нельзя сказать, что это однозначно мюзикл, скорее, что-то между мюзиклом и, ну, да, всё таки, оперой. Либретто рождалось постепенно. В итоге родилась история, где реальность переплелась с мистикой, и, конечно же, не обошлось без любовной линии. 



Сейчас уже созданы основные партии главных героев, и пишется драматическая составляющая. Музыку и тексты я создаю сама, но когда работа будет максимально завершена, не исключено я, что прибегну к помощи профессионального аранжировщика, и очень надеюсь, что им будет Константин, тем более, что мы уже создали совместную версию – «Тему главной героини». Основную интригу я раскрывать не буду, но могу точно сказать, что в этот музыкальный рассказ войдёт как опыт моей собственной жизни, так и те проблемы, которые знакомы каждому.
Игорь

Что-то мне от Вас не отстать, Ирина, но уж не обессудьте. Мне, например, интересно от Вас узнать вот о чём: насколько в Вашей работе необходимо оглядываться на своих предшественников, среди которых могут быть и личные кумиры. Или лучше забыть о них, и просто петь без оглядки? Заодно признайтесь можно ли часть тем, исполняемых Вами и хором под управлением профессора Тараканова назвать модным словом «классический кроссовер», и что из мировой оперы Вы хотели бы ещё проиллюстрировать в этом, более близком к народу, стиле?

Ирина
Не буду оригинальна, мои кумиры в мире оперного искусства – это Монцеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Рискую ещё более «удивить» Вас, но, безусловно, перед исполнением нового произведения я обязательно обращаюсь к слушанию разных певцов, и не только кумиров. Ведь очень часто, наряду с указанными композитором в нотах правилами исполнения, существуют ещё и певческие традиции. Да и, когда существует «хороший образец» - легче достигается желаемый результат, по крайней мере, так происходит у меня. 



Что же касается «нового» – то этот вопрос лучше переадресовать Борису, т.к. я в основном откликаюсь на его даже самые неожиданные предложения. Но сама я очень люблю исполнять Пуччини и Верди. Надеюсь, что Борис прислушается и к моему этому прозрачному намёку :).
Игорь

Вопрос несколько отвлечённый, но может быть вам интересно будет на него ответить: Около тридцати лет назад Вангелис написал треки для «Бегущего по лезвию», и, кажется, забыл про эту работу. Но сейчас признаётся, что видит картины того «Бегущего» - сегодня!.. Получается, что музыкой можно путешествовать во времени. А какие из нынешних музыкальных творений, по мнению каждого из вас, друзья, содержат информацию о том, к чему мы придём спустя полвека, век?





Константин
Чтобы музыка могла путешествовать во времени, в нее композитор интуитивно должен вложить «секретный код». Если ему дан дар быть проводником  – его музыка будет существовать «вне времени».
И к слову, «BLADE RUNNER», Вангелиса, как раз одно из таких творений…

Друзья, я смотрю на время, и чувствую некоторую неловкость. Мне было приятно провести его в беседе с вами, такими разными, но отлично дополняющими и понимающими друг друга.
Беседа наша, наверное, удалась. Ну а если что-то не так, в другой раз исправим, ведь продолжение, само собой, следует


Post Scriрtum:
Именно так мне хотелось бы закончить беседу с тремя замечательными людьми, однажды покорившими многих своей прекрасной творческой дружбой.
Но жизнь внесла трагические коррективы. Спустя несколько дней после того как эта беседа состоялась, Кайханиди не стало…


Комментариев нет: