суббота, 8 февраля 2014 г.

От Лусенса - до Лусенса : Интервью Игоря Киселёва с Янисом Лусенсом младшим.







Не так давно, осенью, состоялась беседа с 

легендарным  музыкантом и композитором, 

Янисом Лусенсом, и вот уже на дворе зима,

 а вместе с ней и новая потребность 

поговорить . Интересная группа, интересные 

личности. 





В прошлой беседе мы почти не коснулись её

нового состава, и это дало повод продолжить 

разговор с командой, называемой «Зодиак». 

Сегодня мы побеседуем с «Янисом Лусенсом 

младшим», попытаемся узнать на вкус 

«свежую кровь Зодиака», о которой нам 

с восторгом рассказывал «Лусенс-старший».






Игорь Киселёв.


Два Лусенса в очень небольшом «Зодиаке»… Скажите, Янис, вам не тесно вдвоём? Так-сказать, Лусенс при Лусенсе, и разница в возрасте единственная граница, которая вас разделяет? Вопрос в лоб, Янис: «дети-индиго» это было о Вас?



 Вы были обречены на то, чтобы стать музыкантом, или это был осознанный выбор, сделанный в сознательном возрасте?



Янис Лусенс


Большого выбора у меня тогда не было. Отец – композитор, мать-певица, понятно, что и меня направляли стать музыкантом. Пластинку "Disco Alliance" группы “Zodiac” крутил уже с 5 лет, но вряд ли думал, что и сам буду в ней участвовать.



Игорь Киселёв.


К слову, Вы выросли в шлейфе популярности Лусенса - старшего, или он, как умный отец, до времени постарался оградить Вас от её излишнего света?

Янис Лусенс


Никто меня особо не ограждал. Все время ездил на концерты, насколько это было возможно. Конечно, по возможности, скорее хотелось самому принимать в них участие, поэтому пел с мамой в детских концертах.



Игорь Киселёв.


Какая музыка, кроме произведений группы, чаще звучала в доме Ваших родителей?


Янис Лусенс


Звучало много всего, точно сейчас не вспомню.



Игорь Киселёв.

Википедия пока ещё умалчивает подробности Вашей биографии, но я подозреваю, что Вы прошли те же университеты, что и отец. От Лусенса - до Лусенса в Рижской Консерватории что-нибудь изменилось? Новые предметы, программы? Если я угадал, Вы специализировались на «композиции»?



Янис Лусенс


Учился в Лиепайском музыкальном колледже  и, поверите мне или нет, у нас с отцом был один учитель теории музыки – М. Зиемелис, который сам учился в Гнесинском Институте, от него я получил очень много, даже мой отец говорил, что в музыкальной академии так много не получил, как от этого преподавателя.



Игорь Киселёв.


Поговорим немного о славе: к отцу она пришла сразу, достаточно неожиданно, и, в общем, вполне заслуженно. У Вас она тоже есть, но с приставкой «младший», пока ещё. Разумеется, когда что-то человека сделало, это нужно ценить, однако, чем Вы собираетесь добывать свою собственную?

Янис Лусенс


В нынешнем Зодиаке участвую не только как басист, занимаюсь аранжировками. Приношу идеи, как сделать, чтобы звучать современнее, моднее. На новой пластинке Зодиака буду главным автором идей, попробую также сам сочинить отдельные отрывки.




Игорь Киселёв.


До выступлений в составе группы Вы уже имели опыт работы в концертном формате, кратко не напомните, когда и как это было? И когда в первый раз сели за клавиши в «Зодиаке»? А виртуально? – Не может же быть, чтобы Вы не представляли себя стоящим рядом с отцом на сцене?


Янис Лусенс


Свою концертную деятельность начал, помогая группе “Līvi”, два года там играл на клавишных, потом участвовал в проекте “Fomins un Kleins”,  и тогда только отец взял меня. С ним у меня было больше всего проектов, играл практически во всех его мюзиклах и в других проектах.




Игорь Киселёв.


«Зодиак» семейный проект. Как к вашему занятию относятся ваши женщины. Они приходят на ваши выступления, следуют за вами?



Или ждут дома, заботливо его обустраивая? Несколько слов о тех, кто составляет ваш тыл?



Янис Лусенс


Да, моя женщина приходит на концерты, но в то же самое время заботится и ждет дома, она у меня очень хозяйственная и заботится о том, чтобы дома было тепло.


Игорь Киселёв.

Нет ли у «Яниса-Второго» желания проаранжировать малоизвестные произведения отца, например, проект «Нептун», или альбом «In memorian», почти не звучащий в концертах группы?





Или, скажем, электронные работы девяностых годов? По - Вашему, почему композиции этих проектов оказались малоизвестны даже для тех, кто знал творчество вашей группы достаточно хорошо?


Янис Лусенс


Это не был проект для России, "Нептун" больше был для Латвии. 



Альбом Зодиака “In Memorian” уже не был таким коммерческим. Возможно какой-то отрывок возьму и сделаю, в концертной версии у нас уже есть отрывок с этой пластинки.


Игорь Киселёв.


А отец спокойно относится к перешиву его вещей на новую моду? Вы участвуете в его проектах, не связанных с «Зодиаком»?



Янис Лусенс


Да, конечно. Принимаю участие во всех проектах, работаем в тандеме.




Игорь Киселёв.


«Мы берём музыку у народа, обрабатываем, и возвращаем ему», - такою была идеология композиторов «Могучей кучки». Ваше творчество предполагает такое одалживание у народа латышского?



Янис Лусенс


Х-ммм. Может быть, возможно.



Игорь Киселёв.


Народы - дело серьёзное, латыши не исключение. Помните Янис - старший как то сказал: “мы - латышский народ - живем в мифах и создаем мифы о себе, своей жизни, истории, о своей силе и бесценности, - идеалисты, лелеющие надежду, что одна из наших идей сделает мир лучше. 



Каждый из нас, разумеется, также не забывает ставить себя на первое место, надеясь, что будет замечен и золотыми буквами вписан в историю латышского народа. Это отличная возможность иронично, со стороны, взглянуть на самих себя и нашу помпезность”.



 Вам есть, что добавить к мысли отца, или поделиться своим личным взглядом?


Янис Лусенс


Остается только согласиться с отцом. Каждый из нас является личностью и никогда не надо ждать, что кто-то что-то за тебя сделает. Каждый из нас сам несет ответственность за себя и свою жизнь.




Игорь Киселёв.


В 1999-м произошёл буквально импульс - ваша команда создала новый, аранжированный на современный лад, музыкальный рисунок группы, со скромным названием «Pacific». Это был модный стиль, его исповедовали Вангелис, назвав «Oceanic», Мишель Крету, Эдуард Артемьев, и даже Сен - Прё с его альбомом «Atlanticе». 




Что - нибудь предшествовало столь странной метаморфозе, или вы просто нос по ветру держали, и какова в этом личная Ваша роль?


Янис Лусенс


Об этом ничего не знаю. В то время я еще учился в школе и у меня были другие заботы.



Игорь Киселёв.


От «Зодиака» совсем не требовалось, чтобы он вернулся. Думаю, не ошибусь, если предположу, что его неожиданный сход с орбиты кого-то даже устроил. Возрождение группы шло на Ваших глазах, как это происходило? Скажем, откуда взялась в Шоу «Зодиака» электроскрипка Зигфрида Мактупавелса, которая прежде звучала лишь в альбомах «In Memorian» и «Музыка во вселенной»?




Янис Лусенс


Зигфрид пел в Зодиаке вместе с моей мамой, это был уже совершенно другой Зодиак. Скорее это была уже совсем другая группа, которая просто позаимствовала название, оттуда все и пошло. Сам он выказал интерес участвовать в новом Зодиаке, так мы с ним и объединились. 



Игорь Киселёв.


Часто ли приходилось выступать до возвращения к активной деятельности в 2012-м? Напомните, пожалуйста, Янис, краткую хронологию «Зодиака» двухтысячных, и расскажите, что за концерт был у группы на каком-то фестивале?



Янис Лусенс


Концерт был на очень популярном фестивале здесь, в Латвии – «Positivus».Туда едет много людей из соседних стран, не только из Латвии.



 Еще играли на фестивале “Comfortdance”. Сольный концерт в концертном зале “Palladium”. Это скорее всего три самых значительных мероприятия. 


 



Игорь Киселёв.


Кем или чем лично Вы хотели бы усилить группу, или Вы считаете её состав оптимальным?


Янис Лусенс


Покажет время, во что выльется это сотрудничество. Пока слишком рано рассуждать. 


Игорь Киселёв.


Почему в 2012-м поменялся состав музыкантов? И есть ли у «Зодиака» два состава – так сказать, для публики «ретро», и для современной аудитории, но если это так, то не приходится ли Вам иногда использовать смешанные составы?



Янис Лусенс


Да, состав сейчас другой, стараемся сделать что-то новое, современное. Поэтому и в составе новые музыканты.



Игорь Киселёв.


Бытует мнение, что ветераны группы выходят на сцену в красных и зелёных штанах, я сам видел их на Вашем папе и на Муктупавелсе, - кто придумал такой «Dress соde»?



Янис Лусенс


Сами придумали общими силами 


Игорь Киселёв.


Вы на хорошем уровне владеете клавишными, но при концертировании выступаете с бас гитарой. Этому есть причина? 



Янис Лусенс


Бас гитара для меня главный инструмент, играю еще на клавишных и на гитаре. Мне легче в студии работать при условии, что могу играть на главных инструментах. Не надо каждый раз гитариста приглашать, так как сам все могу сделать.



Игорь Киселёв.


В прошлом году Ваш отец прикупил пару аналоговых синтезаторов шестидесятых годов. – Как Вам такое пополнение? И в это же время для группы приобретается суперсовременный и весьма не простой в использовании «Radikal technologies accelerator». Какая из «игрушек» Вам интереснее - цифровая или аналоговая?



Янис Лусенс


Radikal accelerator – супер аппарат, у него свое звучание. Конечно, мне нравятся и аналоговые установки. Старые аналоговые синтезаторы сейчас трудно достать, но у меня в компьютере куплено все возможное от ARTURIA, что в моем понимании очень хорошо повторяет аналоговые синтезаторы. Я скажу больше – аналоговый + немного диджитальный. 


Игорь Киселёв.



Скажите, Янис, проект «Зодиак» для Вас единственный, или Вы участвуете в параллельных проектах? Вам никогда не хотелось последовать примеру отца, и создать собственную группу?


Янис Лусенс


Сейчас в приоритете активизировать Зодиак, впустить туда новый вкус и звук, сохранив ностальгию и мелодичную основу. Конечно я открыт и для новых проектов.



Игорь Киселёв.


У вас всегда европейский звук – что, в принципе, нормально для группы из Латвии. Но в наше время на рынок выбрасывается масса подделок, иногда симметричных заявленному содержанию, чаще несимметричных. Как делается качественный продукт, и как его отличить от явного контрофакта, который изготавливается на тех же всемирно-известных синтезаторах, разве - что, более дешёвых?



Янис Лусенс


В том все дело, что уже нельзя отличить, поэтому надо искать пути к оригинальности и найти свой звук, это непросто сделать в наши дни.



Игорь Киселёв.


В группе аранжировками занимаетесь больше Вы? Как Вы превращаете музыку, интересную тридцать лет назад, в музыку, интересную сегодня?


Янис Лусенс


В первую очередь я очень много слушаю той музыки. Пытаюсь сохранить максимально много от того старого – аналогового и только потом смотрю, что можно добавить и улучшить. 



Игорь Киселёв.

А кто у вас занимается мультимедиа? Ваши концерты 2006-го года в Петербурге, которые мне посчастливилось видеть, в комплексе «Меркурий», значительно отличаются от тех «Шоу с большой буквы», что вы даёте сегодня.


Янис Лусенс


В 2006 году был еще старый состав и были только предложения где-то выступить, сейчас у нас и новый состав и новые выступления. Конечно это совершенно другое и отличающееся от того, что было в 2006 году. Это нельзя сравнивать.



Игорь Киселёв.



Не расскажете, Янис, немного о работе в студии. Во всём ли Вы бываете единодушны с Вашим прославленным прототипом, и что вы оба делаете, когда ваши мнения расходятся? Братья Стругацкие в таких случаях «пили водку»?




Янис Лусенс


Конечно,  есть моменты, когда идеи не совпадают, тогда пробуем найти компромисс, обычно, как я говорю, так и есть, отец меня слушаетJ



Игорь Киселёв.


В досье на Вас сказано, что Вы занимаетесь новыми аранжировками «Зодиака», и коль скоро у группы вот-вот выйдет новый альбом, позвольте поинтересоваться чему он будет посвящён, и  стоит ли нам ждать в нём и Ваших мелодий?


Янис Лусенс


Думаю, определенно можно что-то ждать от меня. Фокус останется на мелодичности, все остальное потом.



Игорь Киселёв.


Среди исполнителей впервые засветившихся лет двадцать-тридцать назад, сейчас стал очень популярен ремастеринг. Есть ли в планах группы, и Ваших ремастеринг старых альбомов, но уже где-нибудь на европейском лейбле, - этакий «The best of Zodiac»?


Янис Лусенс


Всё возможно. Почему бы и нет?



Игорь Киселёв.


Янис, почему-то Лусенсы игнорируют киномузыку, хотя неофициально их композиции звучат во многих картинах, причём настолько удачно, словно они писались специально под кадр?


Янис Лусенс


Не смогу ответить на этот вопрос. Этот вопрос надо задать моему отцу



Игорь Киселёв.


Какие концерты для Вас сложней, - Open Air или зальные? Кстати, поделитесь Вашими впечатлениями о недавнем концерте на «ВВЦ» и Рижском «Palladium»?


Янис Лусенс


Все концерты одинаково тяжелые, каждый концерт требует большой отдачи и концентрации. На ВВЦ был супер концерт и супер место, за спиной ракета и замечательная работа виджея. В Палладиуме тоже было хорошо, был удивлен, что люди стояли и слушали с большим интересом. Ощущения были очень хорошие.





Игорь Киселёв.


Вопрос-шутка: Как вас различают в команде и в семье с такими одинаковыми позывными?


Янис Лусенс


Отец – папа и я – Янис J




Игорь Киселёв.


Не кажется ли Вам, что тенденция к деградированию синтетического звука, основанного на мелодии, зашла слишком далеко. «Техно» и «New Age» сделаны в другой логике, более доступной торопящемуся всё успеть новому веку, они на других алгоритмах, и пожалуй, ближе к информационным технологиям, чем, собственно, к музыке.



Янис Лусенс


Да, сейчас электронная музыка развивается в очень многих направлениях. И временами кажется, что от музыки и гармонии там мало что есть. Но и там есть свои нюансы и приемы, которые не каждому по рукам. Но интересно, есть что выбрать.


Игорь Киселёв.

На Ваш взгляд, новый «Зодиак» это надолго? А как долго Вы сами собираетесь оставаться в его составе?


Янис Лусенс


Покажет время, это очень скользкий жанр, никогда нельзя сказать понравится ли это людям или нет, но надеюсь на лучшее, да и публика сейчас другая, приходят послушать концерт, а не потусоваться и выпить.



Игорь Киселёв.


Вы уверены, что ниша, которую помимо Лусенсов, занимают только Маруани, Жарр, да скажем, Вангелис и ещё несколько энтузиастов, долго просуществует?


Янис Лусенс


Да, думаю определенно. Есть так много всего: house, dance, trance, dubstep и еще сотни направлений, людям все равно хочется чего-то еще. Думаю, что Daft Punk со своей новой пластинкой попали в десятку.




Игорь Киселёв.

У вас уже, вероятно, есть «дорожная карта» концертов на среднесрочную перспективу. Где планируете выступать, - в Европе дальше Прибалтики, или в СНГ, и планируются ли изменения программы?


Янис Лусенс


Планирование сейчас в процессе и согласовываются места и время. В программе будут изменения и новые отрывки. Но если коротко, это пока секрет.




Игорь Киселёв.


Вы следите за новинками у соседей, какие из российских композиторов или групп, Янис, у Вас на слуху? Есть у Вас друзья – музыканты в России, с кем то общаетесь?


Янис Лусенс


Возможно посотрудничаем с каким-либо известным российским представителем электронной музыки. Но пока и это позвольте  оставить  тайной.




Игорь Киселёв.


Конечно, Вам ещё, пожалуй, рано мечтать об отдыхе, но если отдыхаете, то где и как? Или оба Лусенса предпочитают всем развлечениям рыбалку в картинной местности. А если серьёзно, хватает ли Вас на книги и фильмы, клубы и спорт?


Янис Лусенс


Если честно, времени для отдыха у меня практически нет. 



Сейчас были две недели, когда сказал, чтобы меня оставили в покое, хочу отдохнуть! Это время провел дома, спокойно, ничего не делая, смотря фильмы, кушая и просто отсыпаясьJ



Благодарю Вас, господин Лусенс.Беседа была приятной, и весьма интересной.Надеюсь на продолжение диалога, и конечно же жду ваш новый альбом.С уважением, Игорь Киселёв. 




Комментариев нет: