Это не только впечатления композитора о его
концертах в шести городах Урала и Сибири. Это и
его планы на ближайшее будущее, и, конечно, взгляд
в его интересное прошлое.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ,
Как погода в Москве?
Спасибо, хорошая, но я, как Вы знаете, зиму не люблю по определению, хоть и сибиряк по рождению.
А у вас в Петербурге?
Нам тоже грех жаловаться. Для ноября необычно солнечно. Погода только для конных прогулок.
Артемьев шутит - о погоде поговорили? давайте за дело, Игорь.
Итак, о только что закончившемся Вашем туре по Сибири,- как встретила Родина? Для России за Уралом, Вы. ведь, свой человек - вернувшийся, там Вами гордятся, как космонавтом.
Если коротко, то очень хорошо. Посмотрите в интернете, хотя бы на моём сайте «Картины - Настроения».
Если считать два концерта, данных в Уфе, то я побывал в шести городах. За ней были Томск,
Барнаул, Кемерово, мой родной Новосибирск, Омск… Сибирь потрясающее место!..
Все города очень интересные. Например, Омск, прекрасный город на Иртыше, который стоит в красивом удивительном месте.
Кому пришла идея подготовить тур по Сибири? Для Вас предложение со стороны "Газпрома"
организовать эти авторские вечера было как снег на голову, или это Ваша собственная инициатива?
Всё организовал «Газпром». Они заметили меня ещё пару лет назад на авторском вечере в Петербурге, и всё случайно получилось.
Сейчас Вы доехали до Оби, до сказочного Алтая, где переплавились Русь с Монголией, но и за Обью, как показал опыт Новосибирска и Омска, пространство России всё ещё остаётся культурным, и требует не суррогата, а пищи...можно не сомневаться, что Лена, Колыма и Амур способны принять эстафету Вашего тура.
Да, подтверждаю, намерение продолжить мой Транс - российский тур до Дальнего Востока и у меня и у «Газпрома» имеется, мы его проговаривали, но оно пока ещё остаётся неоформленным. Тут есть трудности: дело в том, что «там» нет хороших оркестров, а вести весь состав из Москвы или Петербурга, или даже из Новосибирска дело довольно сложное. Тут и переезды,- на несколько концертов вести весь состав оркестра, и размещения в гостиницах на время концертов, не знаю как они с этим справятся. Поэтому пока ни сроков, ни городов назвать не могу.
Два года назад, во время авторских вечеров в Петербурге, Ваша музыка была во власти оркестра Игоря Пономаренко. Это была музыка с Большой буквы. Скажите,а Альварес не очень повлиял на её рисунок, он далёк или близок авторскому ощущению? Тот же Пономаренко рассказывал мне, что готовясь к Вашему первому авторскому вечеру в Смольном Соборе, он долго не мог приступить к репетициям некоторых вещей, поскольку не мог преодолеть для себя сложности их прочтения...
Альварес замечательный дирижёр,- изумительный! К сожалению, я раньше его не знал, и был счастлив, что я с ним встретился. Он действительно выдающийся мастер. В Новосибирске он сыграл концерт с одной репетиции - утром была репетиция, а вечером концерт, который прозвучал совершенно великолепно. Он известный европейский дирижёр - европейского уровня. Но тут дело ещё и в том, что когда он заканчивал московскую консерваторию, то был приглашён главным дирижёром в томский симфонический оркестр, его там знают. И получилось так, что когда встал вопрос кому дирижировать, вспомнили о нём. Организаторы сказали, что мы поговорим с Цезаром Альваресом, он нас не забыл, и он наверняка согласится. И он сказал: да - я готов, только уточните время. И он приехал, и чудно всё провёл, - чудесно!
Он сказал, что и в Европе это сыграет тоже.
Надо отдать должное и новосибирскому оркестру - его профессионализм на уровне коллективов питерских и московских.
Но раз уже я упомянул о Пономаренко, то он признался мне в огромном желании сыграть все Ваши произведения, и совместно с Вами выпустить в виде дисков.
Начало было положено, когда мы увидели ваш совместный диск "Love".
Я не сомневаюсь в Вашем желании продолжить проект, но насколько это реально?
Да-да, я знаю об этом, и только приветствую, но всё зависит от него. Он мне говорил об этой идее,
но пока не в форме какого - то предложения. Видно пока у него не всё получается?
Год назад Вы выпустили обновлённую версию ставшего уже классикой Вашего легендарного альбома "Картины-настроения". Если коротко, как создавался этот диск? Иногда кажется, что там опять звучит "Синти-100", хотя хорошо известно, что один из Ваших любимых инструментов находится в частном музее, в Канаде.
Признайтесь в чём трюк?
Я Вас сразу должен поправить - это дезинформация интернета. Московский аппарат находится в Риге, в консерватории, причём, в рабочем состоянии. Это тот инструмент, на котором играл я.
А всего «Синти-100» было выпущено где-то около тридцати экземпляров – один, я точно знаю, сейчас в Германии, ещё один в Цюрихе…
По поводу «пластинки», я там оставил многие номера-те, которые были, которые были сыграны на «Синти-100», а некоторые, те у которых не сохрнилось качественных фонограм, переиграл.
На «Синти-100», - в Риге?
Ну, что-Вы, дома. Я просто синтезировал прежнее звучание, точнее, сделал звук приближённым к нему.
Есть один, может быть, не вполне уместный вопрос, но задать его хочется: Как настоящий профессионал, Вы умеете многое делать своими руками.
Как и Морриконе, Вы стараетесь избегать посредников, с разницей в том, что он ещё и дирижирует свои вещи. Вас же в этом качестве мы видели всего раз.
В фильме "Без свидетелей" Вы дирижировали оркестром, исполнявшим, кажется, Глюка? Что стоит за этой загадкой?
- Это другая профессия «дирижёр», с дикой отдачей энергии. Она её выпивает.
Между-прочим, Эдуард Николаевич, поскольку Вам приходилось творить как за аналоговыми синтезаторами, так и за цифровыми, мой следующий вопрос, конечно, будет понятен: «Аналог» и «цифра»-это не только несопоставимые возможности инструментов, но и не в последнюю очередь, разница в звучании.
Однако, в последние лет, наверное, пять в музыкальном мире произошла небольшая обратная революция-композиторы стали возвращаться к звуку аналоговому, находя его краски, если выразиться языком хкдожника, более жирными. Например, так поступил Жарр, включивший в арсенал своего мирового тура с десяток представителей инструментов этого ушедшего вида.
А Вам, Эдуард Николаевич, какой звук ближе, и на какой технике Вы пишете сегодня?
Да, я и так,- и так работаю…Каждое поколение музыкантов будет приходить к аналогу, обязательно,-это много раз повторялось. Это уже третье или четвёртое поколение, которое берётся за аналоговый звук, стилистика возвращается. Сейчас всё можно оцифровать, но прямой аналоговый звук это особое качество-крутить ручки это тоже большое удовольствие!
Вот уже пять лет сайт и форум, посвящённые Вашему творчеству, активно существуют в сети. Сюда обращаются с вопросами самого разного рода:от просьбы получить ваш автограф, или партитуру-до предложений кинокомпаний и режиссёров о сотрудничестве. Недавно обратилась профессор искусствоведения из Сорбоны-разыскивает музыку к спектаклю Андрея Тарковского "Гамлет", поставленного в театре у Марка Захарова в семидесятых годах прошлого века. Ответом на мой запрос в "Ленком" стали слова: во время пожара в театре сгорели все материалы того спектакля.
А вообще, Эдуард Николаевич, много ли из написанных Вами произведений утрачено? Или
партитуры, КАК И РУКОПИСИ-НЕ ГОРЯТ, в ожидании подходящего момента для возвращения.
Не знаю как рукописи, но партитуры… Всё-таки, они горят. Ленкомовский «Гамлет» погиб в огне, его большая часть потеряна однако, многое осталось в голове, и было мной использовано. Ноты разошлись по другим сочинениям. Нет, что-то осталось, какой-то кусочек был использован в «Олимпийской кантате»
Также много вопросов касается той поры, когда Вы были участником группы "Бумеранг", просуществовавшей больше десяти лет, и центром притяжения которой был, как это ни странно, синтезатор,-уже упомянутый мной "Синти-100"
Что это был за проект? Это был ансамбль, или творческая лаборатория без формального лидера?
Нет, ну, конечно, это была лаборатория, - первая аналоговая и цифровая техника! Это всё новая школа, новые аппараты. Это был совершенно прорыв в электронном звучании, и с точки зрения управления целой группой сложных приборов, и с точки зрения идеологии жанра. Множество генераторов звука наконец было собрано в одном аппарате.
Есть группа вопросов, которые я постарался объединить в один: Вы как-то сказали, что песня не Ваш жанр, хотя из числа написанных Вами есть несколько
популярных, и весьма востребованных.
Но какова судьба других Ваших произведений, которые тоже, как бы, не совсем Ваши, например, у оперы "Преступление и наказание", или затеянного Вами, совместно с Юрием Ряшенцевым и Михалковым мюзиклана тему "Рабы любви"? -Когда мы их увидим на сцене?
О "Преступлении и наказании" теперь уже не могу сказать точно, ничего не знаю... Есть одноактная постановка. Полностью должны были поставить а театре Станиславского, но подкосил кризис.
Что же до "Рабы любви", то тут картина более светлая. Мы её уже написали, и Михалков обещал мне и Ряшенцеву снять этот мюзикл на следующий год.
Сейчас Вы хотите взять отпуск у киномузыки, чтобы закончить начатое когда-то?
Насчёт "отпуска", да-взял. Вернее, попытаюсь удержаться хотя бы до следующего интересного мне кинопроекта,-очень многое писалось галопом и эти работы, я мечтаю закончить.
Такой вопрос, вопрос совершенно на злобу дня; Вас приглашают писать для сериалов или мультфильмов?
Не совсем так. Например, одна из моих телесериальных работ это музыка к сериалу "Богатство". Я её написал в 2004 году, и предложения продолжают поступать, но чаще я занят, и я не могу всё делать, особенно когда приглашают на рядовые сериалы. Это же касается и мультфильмов, которые я уже давно не делаю, и не собираюсь делать.
И, наконец, ещё один мой личный вопрос к Вам, как к поклоннику футбола:
Есть ли такие матчи, которые Вы низачто не пропустите?
А как Вы встретили новость о том, что через несколько лет у нас в стране состоится мировой футбольный чемпионат-нет ли у Вас планов написать гимн к этому действительно большому
событию?
Естественно, центральные матчи я никогда не пропускаю, но я не завсегдатай спортивных арен, я стараюсь ничего не пропускать, что дают по "тарелке". По поводу же музыки для чемпионата мира, хочется, чтобы кто-то предложил, честно-говоря, но пока не предлагали.
Вопрос к Президенту российской электроаккустической ассоциации, то есть, опять к Вам: Сегодняшние электронные композиторы России, и изобретатели синтезаторов могут по-настоящему чем-то удивить мир, как когда-то Вы и Евгений Мурзин, работая на синтезаторе АНС?
Сейчас уже, наверное, нет, хотелось бы мне сказать, но Великое всё неожиданно случается, что-то обязательно выскочит. Работает сама концепция, каждый
год дарит нам концерты, свидетелем одного из которых я был совсем недавно.Это неумирающий жанр, это не эстрада, и не популярная музыка. Это всё академическая электронная музыка.
Мне остаётся поблагодарить Вас, Эдуард Николаевич, за то, что Вы вновь нашли для меня время
Комментариев нет:
Отправить комментарий