пятница, 21 апреля 2017 г.

ПРОЕКТ "ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ", ЧАСТЬ 9 ТЕМА:Космос- реальный и фантастичный....




ПРОЕКТ "ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ", ЧАСТЬ 9 

ТЕМА:Космос- реальный и фантастичный.... 

Уважаемые музыканты! 
Те кто хочет принять участие в сборнике музыки сообщества "НГ" https://vk.com/clubnh адресованному для научно-популярных ТВ прошу предлагайте свою музыку нам для рассмотрения. Критериями отбора будет являться качество звука (так как нам нужно показать самое лучшее) и соответствие космической тематике и полетам во времени... Сейчас речь идет о том чтобы взять до двух композиций от каждого исполнителя. 
Просьба высылать Ваши треки надписанными и в формате .wav 44100Hz на следующий E-mail:clubnewhorizons@gmail.com

 
Сборник публикуется при поддержке лейбла "О2". 
https://o2label.ru

С уважением, Игорь Киселёв, председатель интернет-сообщества "Новые Горизонты
"

воскресенье, 2 апреля 2017 г.

"Женя, а Вы знаете, - хорошо!"... Пусть ему это продолжает слышаться там, где он есть.

"Женя, а Вы знаете, - хорошо!"... Пусть ему это продолжает слышаться там, где он есть.





Евгения Евтушенко нет больше с нами - это стало известно ещё вчера, чуть-чуть осознано лишь сегодня, и не будет полностью никогда, я надеюсь... В Талсе, в Америке? 
Какая Талса, когда он весь здесь, у нас. Умирает там, где болит, и сегодня это причина нашего нездоровья...

Умер Евгений Евтушенко, а кем он был?
Он был нежен и груб,
Был успешен и глуп,
Ему не хватило ума стать одним из нас, таким же, как все, и за это ему спасибо, сложному, честному человеку, и настоящему большому поэту - будут ли они ещё у России?
Люди многое видят, но не обо всём говорят - он делал это за нас. Он знал, что не слышат тогда и там, где не говорят...

Больше, чем поэт - меньше, чем поэт, мне кажется, что Евгений Александрович был как - раз: трудно говорить, когда надо объяснить многое в двух-трёх словах, рассказать о боли, впустив в себя тысячи её отголосков - это не нужно уметь, для этого нужно иметь нечто под названием память души.

Российская литература, как и все, для кого слово не пустой звук, понесла последнюю свою большую утрату - очередь кончилась, и, дай Бог, чтобы эту эстафету кто-то продолжил, и у нас была бы снова поэзия, и чтобы она дождалась своего подорожания.

Приспустим флаги, у кого есть, и выпьем не чокаясь...




среда, 15 марта 2017 г.

Наталья Барбашова: Клеветникам капитана "SPACE".

Наталья Барбашова: Клеветникам капитана "SPACE".

Всё началось вот с этой пары статей, размещённой в "КП":

http://www.kursk.kp.ru/daily/26626.4/3645166/
http://www.kursk.kp.ru/daily/2621/3639365/6

Судите сами - на одной чаше весов репутация космического маэстро - на другой жёлтый рейтинг.


С Люси Фейл (настоящее имя Людмила Короткова) мы познакомились на фейсбуке три с половиной года назад в июне 2013 года, и подружились на почве общности интересов к творчеству Дидье Маруани. Спустя некоторое время мы начали общаться довольно тесно и почти сразу же она поведала мне, что у нее с Маэстро Маруани какие-то особые отношения, не похожии на взаимоотношения между фаном и его кумиром. Сначала, я не обращала внимания на эти заявления, но спустя некоторое время меня стали раздражать ее постоянные жалобы, что Маэстро ей не пишет и не отвечает на ее сообщения. Кроме того, для меня как для человека образованного, это общение не представляло особого интереса, поскольку по жизни Люси особо ничем не интересовалась, не работала, существуя за счет мужа-бизнесмена и просиживая сутками в интернете. В конце концов мы прекратили с ней все контакты, но я продолжала наблюдать за ее страницей, поскольку с юных лет обожаю творчество Маэстро Дидье Маруани, а она часто делала довольно интересные посты о нем. Также я поддерживала контакты со многими нашими общими друзьями. На основании анализа всех ее постов, свидетельств друзей, а также ее личных откровенных рассказов я могу написать правдивую и беспристрастную историю об их взаимоотношениях с Маэстро. Также спустя два года мы снова начали контактировать с ней и все мои догадки были подтверждены ее личными свидетельствами.
Еще в середине 90-х, будучи весьма заурядной питерской проституткой, эта дама имела сокровенное желание прославиться, или как модно говорить сейчас, пропиариться, быть знаменитой, блистать в высшем обществе... Поэтому она неоднократно хвасталась своими победами над такими звездами отечественного шоубиза как Крис Кельми, Михаил Муромов, Алексей Глызин и т.д. Но судьба оказалась к ней не столь благосклонной. Очередной бойфренд увез ее в Америку в середине 90-х, где она жила долгие годы в самом сердце калифорнийской пустыни..., но продолжала мечтать. Интернет-знакомство и последующая дружба с Маэстро Дидье Маруани возродили в ее душе казалось забытые желания и устремления. Да, действительно, на первоначальном этапе между Люси и Дидье установились достаточно теплые дружеские отношения, поскольку она была одним из самых активных его фанов, все самые свежие новости, раритетные фото, старые архивные материалы – все это было очень интересно, преподносилось с большой любовью и уважением, и Маэстро высоко ценил ее работу в данном направлении. В 2014 году у них были встречи в Париже, о чем свидетельствуют их совместные фото. Но с этого момента ее посты стали приобретать некий двусмысленный характер: какие-то странные намеки на тесную связь между ней и Маэстро, непреодолимое желание покинуть опостылевшую ей Америку и т.д. Здесь стоит сделать маленькое отступление. Дело в том, что Люси неоднократно признавалась мне и другим своим друзьям в том, что она очень активно и в больших количествах
употребляет алкоголь, а также постоянно принимает сильнодействующие антидепрессанты. Она неоднократно проходила лечение в психиатрических клиниках Калифорнии, и часто совершала поступки, которые сложно назвать поведением нормального человека. Я сама педагог с 20-летним стажем работы и для меня не существует труда выявлять такие особенности поведения личности. Проще сказать, Люси вообразила себя участницей некой романтической истории. Также побудительным мотивом такого нервно-эмоционального всплеска явился полный разрыв ее отношений с супругом. Дело в том, что последние 2-3 года он был активным завсегдатаем ночных клубов и казино и имел связи с местными проститутками, и по ее же собственным словам между ними давно уже не было сексуальной близости. В конце концов они расстались. На фоне увлечения антидепрессантами и сильнодействующими снотворными препаратами, а также вследствие постоянно повторяющихся и прогрессирующих эмоциональных нервных срывов, она несколько раз предпринимала попытки совершить суицид. После каждого подобного случая она непременно сообщала об этом Маэстро, и он как человек очень чуткий и добрый, пытался поддержать и помочь ей справиться с подобного рода ситуациями. К сожалению ее болезненные фантазии зашли слишком далеко. Именно, в этот период Маэстро стал постепенно уходить от общения с этой дамой, не желая создавать проблемы для себя и своей семьи. В последний ее приезд в Париж в январе 2015 года он отказался встречаться с ней и делать совместные фото. Хотя на протяжении практически всего 2015 года он продолжал поддерживать с ней взаимоотношения, стараясь поддержать ее своим вниманием и дружескими беседами.
Как раз в этот период мы снова возобновили общение с ней и, таким образом, я была непосредственным очевидцем и участником всего того, что происходило в дальнейшем. Не довольствуясь существующим положением вещей, Люси стала постоянно устраивать Маэстро непонятные сцены ревности и предъявлять какие-то необоснованные претензии. Она постоянно посылала ему ссылки на страницы различных женщин, которые числились в друзьях и Маэстро и предлагала ответить на вопрос, какие взаимоотношения существуют между ними. Также ею неоднократно предпринимались попытки шантажа, она писала угрозы в адрес Маэстро, что покончит с собой, если он не вернется к ней и не прекратит взаимоотношений с другими женщинами. Надо отдать должное, но Дидье проявил просто ангельское терпение, пытаясь объяснить ей, что у него есть семья и личная жизнь, и что он много работает и у него нет времени на разного рода глупости. Люси не унималась и продолжала слать Маэстро оскорбительные письма, а также выставлять на своей странице посты, содержание которых шокировало многих его друзей. Они затрагивали не только честь и достоинство самого Маэстро, но также и
некоторых близких людей из его окружения. Это продолжалось несколько месяцев и, наконец, после очередного ее опуса, который по своему бесстыдству и наглости превзошел все рамки дозволенного, Маэстро просто удалил ее их числа своих друзей и заблокировал ее страницу. После этого она активизировалась еще с большей силой. Кстати сказать, она часто признавалась мне в личных беседах, что мстит ему якобы за свою разбитую жизнь. Параллельно с этим она призналась, что мечтала перебраться в Европу на ПМЖ и даже просила Маэстро найти ей подходящую кандидатуру для замужества. И даже сама намекала на то, что хотела просто «женить» его на себе.
Непреодолимое желание мести, сформировавшееся под влиянием активных винно-водочных возлияний, привело ее в стан врагов Маэстро. И первым шагом в этом направлении был ее контакт с Попковым, которому она прислала файл песни Irene Cara “Fame”, чем-то очень отдаленно напоминающий творение Маэстро. Она сама хвасталась об этом на своей странице в ФБ, и надо сказать Попков не погнушался связываться с бывшей проституткой. Об этом свидетельствует его многочисленные лайки на ее странице и ее льстиво-приторные комментарии. Таким образом, все ее высказывания, письма, интервью и т.д. – это просто банальное желание мести, которую она и пытается реализовать при помощи СМИ. Но по сути, как было показано выше, мстить собственно не за что. Маэстро проявил необыкновенное терпение и внимание, пытаясь образумить ее и уговорить не совершать глупостей. В том, что случилось в ее жизни виновата только она. Кстати сказать, она пыталась многократно втянуть меня в войну против Маэстро, предлагая поставить лайк под очередным постом или написать комментарий. Она даже пыталась писать гадкие и непристойные вещи под его фотографиями на моей странице. После очередного такого опуса я была вынуждена заблокировать ее страницу и прекратить с ней всякое общение. Но в последней письме, она призналась мне, что будет продолжать свою грязную и безнравственную деятельность против Маэстро Маруани. В качестве доказательства моих слов могу привести отрывок из ее письма, которая она неожиданно прислала мне на мой электронный адрес, в котором она хвастается, что связалась с Добровинским и писала комментарии на его странице. После чего с ней связались журналисты (не без участия Добровинского) и предложили ей дать интервью и рассказать обо всем, произошедшем с ней. Она согласилась, в результате чего была опубликована соответствующая статья. В этой связи, можно сделать вывод о том, что Добровинский просто использует ее для того, чтобы с ее помощью разрушить репутацию Маэстро Дидье Маруани.
И в завершении могу сказать, что 80% того, что говорит Люси Фейл является следствием ее богатого воображения и не соответствует
действительности. Все мои слова я могу подтвердить скриншотами из нашей переписки с ней и с ее друзьями.

Текст был одобрен композитором Дидье Маруани

ПРОЕКТ "ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ", ЧАСТЬ 9 ТЕМА:Космос- реальный и фантастичный...



ПРОЕКТ "ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ", ЧАСТЬ 9

ТЕМА:Космос- реальный и фантастичный....

Уважаемые музыканты! 
Те кто хочет принять участие в сборнике музыки сообщества "НГ" https://vk.com/clubnh адресованному для научно-популярных ТВ прошу предлагайте свою музыку нам для рассмотрения. Критериями отбора будет являться качество звука (так как нам нужно показать самое лучшее) и соответствие космической тематике и полетам во времени... Сейчас речь идет о том чтобы взять до двух композиций от каждого исполнителя.
Просьба высылать Ваши треки надписанными и в формате .wav 44100Hz на следующий E-mail:clubnewhorizons@gmail.com 
Сборник публикуется при поддержке лейбла "О2".
ЕГО ПРАВИЛА:
http://test.o2label.ru/rules.html 
С уважением, Игорь Киселёв, председатель интернет-сообщества "Новые Горизонты"

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Интервью с Джоном Серри-Американцем! И звёзды пошли за ним…





Лётчик и талантливый музыкант, Джон Серри, родился и вырос на Восточном побережье, в штате Коннектикут, по-существу, в американской глубинке. С детства у него было два самых больших увлечения - музыка и авиация, и обе мечты сбылись. За время службы в патрульно-спасательной авиации ВВС США ему приходилось вытаскивать тонущих, спасать бегущих от наводнений или пожаров, залетать в тайфуны, или вести учёт заплывшим в Залив голубым китам. Обычная мужская работа – говорит об этом он сам. Но, ступив на землю, он снова и снова садился за клавиши.
Джон - хороший художник, тут спорить бесполезно, его мотивы возвышены и чисты - они связывают природу с космосом, горы с ветром, биосферу нашей планеты со Вселенной. Музыка его стала драгоценным опытом поэта и мечтателя, романтика и мыслителя.  Свой дебютный альбом "And The Stars Go With You" ("И звезды последуют за тобой") Серри выпустил тридцать лет назад, в 1987 году, посвятив его первым покорителям Космоса. Сказать, что он имел большой успех, значит, не сказать ничего - он совершил настоящий переворот в «New age» и «Space», невероятно прославив автора. Почти сразу за ним последовали альбомы "Flightpath" ("Траектория полета"), и  "Tingri", но тот первый сделал его творчество эталоном нового стиля на множество лет вперёд. Потом были ещё восемнадцать, примерно по альбому в каждые два года, собравшие все самые волшебные и изящные его композиции, каждая из которых погружает слушателя в особый мир, лежащий где-то за пределами наших трёх измерений.
Его творчество - это особое слово в электронной атмосферной музыке: «Я связал воедино все, что знал о космосе, полетах, религии, философии и музыке, для того, чтобы помочь людям в их пути внутрь себя, и в поиске нашего места во Вселенной» - скромно говорит музыкант о самом себе.
Приветствую, Джон. Я понимаю, что Вы человек с большим чувством юмора. Таких людей я люблю. Вы знаете, я тоже пошутил насчёт Вашего выступления с симфоническим оркестром (это было моё предложение ему – подумать о переложении его треков на симфоническое звучание), но насчёт интервью я не пошутил. У меня нет времени ждать, когда оно появится у Вас. Я делал это с «Kraftwerk», ждал, пока они не развалились, и, не желая того же, хочу предложить Вам вот какой вариант: я буду посылать Вам  два - три вопроса в неделю, так, чтобы  Вы не имели проблем со временем?
Ок! Игорь, так интереснее. Вы не решите моих проблем со временем, но, может быть, нам вместе что-то удастся. Мы сделаем это!  Давайте, начнём в середине января, конечно, 2 -3 вопроса в неделю это для меня без проблем!
Так началось это интервью…
Первый мой вопрос, конечно, о тридцатилетии со дня выхода Вашего первого альбома «"And The Stars Go With You" ("И звезды последуют за тобой") - не спрашиваю, пошли ли они за Вами, или в другую сторону, но как к Вам пришло название?
Вы знаете, что Космос, как и воздухоплавание для меня с детства больное место, которое я лечил тем, что направлял всю мою фантазию в русло этой мечты. Уже начав писать профессионально, я, то и дело, увлекшись, невольно придавал всем своим композициям тот самый звёздный оттенок, который понравился моим поклонникам, и в итоге, лёг в основу альбома. Кстати, меня заметило NASA, которое и проангажировало альбом, чтобы использовать его в своей программе «Учитель в Космосе». Знаете, его название могло придти и кому-то другому в голову, но пришло в мою, и я нисколько этим не огорчён.
Музыка, которую мы слушаем или пишем - только отражение нас самих - это аксиома. Когда я слушаю Ваши плавные, почти невесомые пассажи, в голову как-то не приходит образ бравого лётчика. Скорее, представишь эльфа: он не боится, что его не услышат, ему нет дела до цивилизации. То, что из мальчишки-мечтателя получился, всё-таки, больше музыкант, а не лётчик, это не вполне логично, ибо Ваша музыка никак не то, что могло оттолкнуться от авиации. Может быть, Вы расскажете, какими Путями Господними Вы стали писать в "New Age", а не в более динамичном стиле?
Привет Игорь, спасибо за терпение со мной. Я был очень занят в эти дни, но вот мой ответ: я вижу реальной связь между авиацией и музыкой. Даже в раннем детстве я знал, что хочу и буду заниматься ими обеими. Одно должно было стать моей карьерой, другое было для моего удовольствия, к счастью, мне не пришлось выбирать между ними. Музыка была духовной для меня вещью, и я хотел, чтобы она создала основной акцент в моей жизни. Авиация стала ещё одним отражением моего «Mental state». Музыка или она? И музыка, и она - обе мне позволили испытать невесомость, как это ни громко сказано, встать над собой. Поймите - это совсем другая глубина и уровень жизни.
Моя музыка существует для того, чтобы помочь людям лучше узнать самих себя и наше место в этой Вселенной.
Вы близко сошлись с космонавтикой, а астронавтом не стали. Вам не хватило какого-то последнего шага?
Для меня это было такое же решение, как пойти в авиацию, но в этом случае, меня бы уже не хватило для музыки. Считайте, что я поступил прагматично, предоставив воображению испытать невесомость и все чувства человека, выведенного на орбиту вместе с ракетой - безмолвие и бесконечность окружающего Землю пространства, манящую таинственность Луны, которая оттуда должна казаться как на ладони.
Словом, Вы понимаете - созданное синтезатором, всё это очень хорошо работает, вот почему мне не понадобилось занимать чьё-то место на борту «Шаттлов», а теперь и ваших «Союзов».
Я надеюсь, Игорь, что это хороший ответ, и я высоко ценю возможность поговорить со всеми нашими друзьями через Вас!
Благодарю Вас, Джон, за Ваши искренние, прямые ответы, но продолжим: Вы счастливый человек. Бабушка, которую Вы, очевидно, очень любите, для Вас не только пример, но и близкий человек рядом. Известно, что первые, и самые главные шаги в музыке Вы сделали благодаря ей. На какой музыке она  Вас воспитывала, и как она, музыкант, воспитанный на классике, восприняла Ваш первый альбом?
Моя бабушка, естественно, гордилась мной тогда и гордится сейчас. Преподаватель музыки, она учила меня на классических произведениях, и только её настойчивость позволила мне овладеть фортепьяно и церковным органом, от которого мне остался всего один шаг до синтезатора - я шучу.  Я очень благодарен ей за то, что она не заставляла меня заниматься музыкой, а именно заинтересовала, как и из чего сделаны окружающие звуки. Она научила меня, что молчание — это музыкальный инструмент, и я должен научиться сочинять тишину вместе с другими инструментами - она просто влюбила меня в то, что было дорого ей самой. Сейчас моей Телме за девяносто, - довольно кругленькое число лет, и у неё полно болячек, но, когда она садится за инструмент, её игра всё так же волнует.
Про первый альбом, о котором Вы меня спрашиваете, она мне не сказала ни хорошего - ни плохого, она сказала: почему, нет? Видимо, она его или не поняла, или поняла, но по-своему.
Так получилось, что на обе Америки Вы, на мой взгляд, являетесь практически единственным серьёзным профессионалом в эмбиент-композиции, в отличие от Старого Света, где это направление музыки получило более мощное развитие. Имён называть не буду - Вы их знаете. В чём, на Ваш взгляд, причина подобного дефицита?
Я думаю, что это или не совсем так, или совсем не так. Есть много серьезных профессионалов, которые делают свои композиции в Америке. Все, включая меня, работают так сложно, как они могут, и вот так оно и есть в этих краях,- я бы Вам сказал!
Рискну задать Вам следующие вопросы: Вашим другом по FACEBOOK является Дидье Маруани. Но вы оба, в каком-то смысле, являетесь двумя противоречивыми сторонами одной медали. Направление «космической музыки» было в своё время расщеплено на «NewAge» и «SynthPop», есть ли, на Ваш взгляд, композитор, который их объединяет?
Я действительно не знаю Дидье, мне искренне жаль. Но мне хорошо известно творчество этого музыканта. Ещё в семидесятые он стал пионером в новой области, соединив в своей музыке фантастику, компьютерные космические миры, и красоту живой природы. На мой взгляд, Маруани совершил качественный прорыв: привычные жанры начали трансформироваться в нечто совершенно новое, может быть и благодаря некоторым моим композициям, и других коллег-музыкантов. Но он не стал «ретро», до сих пор его музыка пользуется популярностью во всем мире.
Что же до какой-то стилистики, то космическая музыка никогда не соответствовала какому-то чёткому жанру, хотя это ближе к «Нью-Эйдж».
Вы не переписывались с Маруани?
Думаю - нет, я бы об этом знал. Мы, всё–таки, с ним не из одной «Космической Оперы» (прим. автора: «Космическая Опера» - одна из ключевых, и наиболее удачных работ группы «Space»).  Мы едем по разным рельсам.
В своё время, Вы служили в авиационном отряде поисково-спасательной службы Соединённых Штатов. Не могли бы Вы рассказать о самом сложном и самом забавном случаях этой одиссеи?
Самое сложное было, когда несколько лет назад я летал в качестве спасателя на «Deep Water Horizon» - платформу в Мексиканском Заливе, бурившую нефть на полутора километровой глубине. Мне выпала честь быть одним из трёх пилотов из Джорджии, выбранных для участия в этой миссии. Взрыв на буровой унёс человеческие жизни и привёл к пожару и разливу глубоководной нефти на большое расстояние в Океан. Пламя было такое, что даже дым от него уходил на три километра вверх. Сменяя друг друга, днём и ночью, песком и химией мы пытались повалить пламя, чтобы потом его можно было добить из морских стволов. Казалось, мы были бессильны против огня, мы почти теряли сознание от температуры и дыма, и всё-таки, через 36 часов это удалось. За эту непростую работу я, в составе экипажа, получил президентскую премию «За доблесть». К сожалению, про чувство юмора на такой службе я Вам много не расскажу, скорей мне приходилось быть постоянно сконцентрированным.


Майор Джон Serrie, Лейтенант Энди Тэйт, Полковник Брайан Старр


Йонн - ирландское имя, только оно пишется с одним «n», а у Вас их два? Возможно, оно Ваш сценический псевдоним?
Я думаю, написание моего имени, с использованием двух «N» даёт хорошее подтверждение моему голландскому происхождению. Для меня же это не принципиально - Jonn для меня не круто, поскольку, я был и до сих пор Джон, независимо от того, как меня писать.
В двадцать пять лет Вы бросаете клавишные и переходите на гитару. Это продолжалось семь лет. Вы хотели получить новый опыт или просто была мода на инструмент?
Я играл на гитаре в течение нескольких лет в 1970-е годы – мода была такая, но я никогда не прекращал играть на клавишных. Я имел удовольствие играть на гитаре, и зарабатывать этим на жизнь в те дни, когда клубы нанимали гитаристов регулярно.
Вы знакомы с кем-нибудь из российских музыкантов или хотя бы с их музыкой?
 Я слышал много музыки российских музыкантов на You Tubе, они звучали очень даже интересно. Понравившееся мне я буду продолжать слушать, и добавлять их в свой список на этом интернет-ресурсе. Не думайте, что я так уж далёк от России, я слежу за темой, и, в принципе, в курсе ваших новинок.
Вам говорит о чём-то имя Андрей Климковский? Может быть, это мистика, но между вашими творчествами, безусловно, существует определённая связь?
 Я знаю его работы. По медитативности они напоминают часть моей музыки, но мы не идём рука об руку. Согласитесь, что музыканты очень обособленные люди, и не могут быть один духовной частью другого.
Практически во всех Ваших альбомах, в некоторых композициях можно услышать звук  созданного на заре семидесятых синтезатора EML 101. Эта машина действительно Ваш любимый инструмент? Не могли бы Вы сказать какими ещё Вы пользуетесь?
EML 101 действительно мой любимец. По аналоговой мощи и гибкости, в те времена, это была отличная учебная машина. Я до сих пор не забываю использовать его на каждом моём альбоме, в некотором роде, просто ради удовольствия и из уважения к его заслугам. После всех этих лет он по-прежнему прилично работает – Вы можете считать его моим другом.
Ну а работаю я – легче сказать, на чём не работаю, сейчас в этом плане у музыкантов такие возможности, которые для меня лично означают – мечты сбылись!
Спасибо, Джон, Вы, как я узнал, действительно большой молодец – Вами можно гордиться!
Чего Вам пожелать? Вы очень похожи на Антуана Де’Cент-Экзюпери – пожелаю Вам прекрасных и опасных полётов, но пусть для Вас не будет последнего.

Автор: Игорь Киселев

понедельник, 23 января 2017 г.

Санкт-Петербург: Интервью с профессором К.В. Холшевниковым – человеком, сделавшим Плутон карликом

22 января — Молодёжные новости. Интервью с заведующим кафедрой «Небесной механики» СПБГУ, учёным с мировым именем, необычным мышлением, и большим чувством юмора, Константином Владиславовичем Холшевниковым.

Уважаемый профессор, сколько, по-вашему, измерений во Вселенной? Как на Земле, четыре, с учётом времени, или, согласно одной интересной теории, – 11, семь из которых мы просто не замечаем, ибо они существуют в квантовом мире?
Даже в квантовой физике, не говоря уже о том макромире, где квантовые эффекты несущественны, реальность описывается тремя пространственными и одним временным измерениями. Исключение составляют лишь масштабы значительно меньше ядерных, где, возможно, существенны дополнительные свернутые измерения.
Нужно ли тратить очень большие деньги на изучение Космоса, когда и на Земле проблем хватает? Ну, скажем, следовало ли строить «Большой адронный  коллайдер»  ради сомнительного открытия частицы Хиггса - и вообще, теории она нужна?
Вопрос неправильно сформулирован. Во-первых: космос стал частью повседневной жизни. Убрать космос - значит убрать спутниковое ТВ, навигаторы по ГЛОНАССу. И очень многие согласны платить. Кстати, за футбол платят больше. Во-вторых: да, теория нужна сама по себе. Для многих она интереснее футбола. (Кстати, какая от него польза?). Кроме того, каждая теория через некоторое время даёт практические плоды.  Иногда почти сразу, как открытие лазера. Без этого не было бы дискотек, плееров, айфонов, целой кучи гаджетов и прочих сегодняшних прелестей нашей жизни? Иногда лет через 50 и больше, как «Общая теория относительности» - без неё ваш навигатор скажет вам "повернуть налево через 200 или 600 метров", а не через 350 метров, как сейчас. Так что, и Хиггс когда-нибудь заработает.
В Космосе существует «тёмная материя» и «тёмная энергия», которые действуют во всей Вселенной противоположно друг другу. Кто перетянет канат? И, кстати, какой они природы, как Вы считаете?
Мы еще очень плохо это знаем. Не следует говорить, не разобравшись. Подождем.
Эйнштейн, придумывая свою   Е = мс2, наверное, понимал, что этим открывает дорогу к созданию термоядерного оружия. Должен ли уважающий себя учёный нести ответственность за сделанное им открытие, и не ждёт ли науку ещё один «Эйнштейн», с ещё одной формулой уничтожения Земли?
Это очень старая идея о «самоцензуре». К сожалению, неосуществимая, пока у власти политики и военные - сколько докторов наук занято подготовкой к бактериологической войне?
Вселенная, очевидно, бесконечна - границы макрокосмоса пока не объявили себя, да и математика их не даёт.
Это очевидно многим, но отнюдь не всем. Как тогда, когда было понято, что Вселенная может быть безграничной, но содержать конечное число кубических метров.
Леметру была очевидной конечность Вселенной. Если Вселенная конечна, мы это когда-нибудь узнаем. Если бесконечна - не узнаем никогда.
Но мы, к сожалению, не знаем и другого конца физической цепочки - того, где находится «микрокосмос». Уважаемый профессор, по Вашим прогнозам, будет ли «Теория Всего», объединяющая квантовую физику и гравитацию (к которой, кстати, появилось много вопросов) создана уже в этом веке, или для такого проекта нужен новый математический аппарат?
Наука движется с ускорением. Думаю, вопрос решится в этом веке. Появится новый Стивен Хокинг, который посмотрит на проблему несколько иначе, чем мы сейчас, и угадает, что находится в «чёрном ящичке».
В естествознании, как и во взаимодействии человека с окружающим миром, многое зависит от точки зрения: глазами комара, мир выглядит страшно,  глазами слона - смешно, а мы его видим странным. Продолжу: во Вселенной всё взаимосвязано, скажем, если прихлопнуть уже упомянутого комара, это незаметно поменяет весь мир. Как Вы понимаете, я только что вспомнил книгу Филиппа  Дика «Эффект бабочки». В данной ситуации, Вы согласны с фантастом, или физика говорит о другом?
Согласен, но с существенной поправкой. Почти всегда малое воздействие влечет малое следствие. Но в критических ситуациях (точки бифуркации, ветвления событий: направо пойдёшь - коня потеряешь) малое воздействие может радикально изменить следствие.
А какую фантастику предпочитаете Вы, профессор, если, разумеется, находите для неё время?
Ценю Стругацких высоко.
Поговорим о «машине времени»: Эйнштейн своими теориями пообещал, что попасть в будущее ускоренно вполне возможно, но в принципе, невозможно вернуться из него назад – в противном случае возникли бы крайние парадоксы. Но, может быть, здесь всё проще: для этого должен быть открыт новый вид энергии, который наши правнуки и физика будущего пока не открыли – природа поставила ограничитель на такие перемещения?
Я склоняюсь к тому, что прошлое - прошло. И не вернется. Весь опыт человечества об этом говорит. Но некоторые ученые предполагают, что это, всё-таки, возможно в чрезвычайно редких ситуациях.
Вопрос такой: как «Абсолютное», так и «Относительное» во Вселенной имеет либо физические границы, либо установленные пределы, как например, «Скорость света», «Горизонт событий», «Второе начало термодинамики»? Или это – пределы наших знаний?
Всякая теория – это приближенное описание действительности. Она имеет свою область применимости, вне которой надо вносить поправки, или даже заменить ее более точной теорией. В известной нам области событий, скажем, «скорость света» постоянна. И это неопровержимо. Но в принципе, в другой области, это может не иметь места.


В слове «смерть» парализует ни «когда это произойдёт», а то, что после неё ничего не остаётся. Однажды погаснут все звёзды, испарятся все Чёрные Дыры, распадётся последний протон, и останется, так называемый, «квантовый вакуум», в котором может возникнуть новый сценарий с «Новою Сингулярностью», а может и не возникнуть… Всем очень хочется знать, есть ли следы предыдущих Вселенных? Или наш мир и в этом случае уникален? По аналогии, с человеком всё так же непросто: каждый из нас – какая-нибудь, да звезда, со всеми её циклами, отчаяниями и безнадёжностью сверхновой, и непонятно, куда попадает разум в горниле коллапса. Вы разделяете мнение, что, всё-таки, он должен, он просто обязан существовать этот «Закон сохранения информации», пока ещё не открытый?
На заданную Вами тему можно было бы сказать многое, но… Нет данных. Надежда есть - данных нет. А всякие спекуляции на эту тему для меня не больше, чем беллетристика.
Я продолжу: сторонник ли Вы «Ноосферы», придуманной  академиком Вернадским, или наш разум ждёт более печальная судьба?
Парадокс в том, что мудрые  понимают, что надо строить «Ноосферу». Предположим, что такой мудрец пришел к власти. Либо его сметут (как Альенде и Лумумбу), либо он пересажает противников и недовольных, и вместо «Ноосферы» получится концлагерь для разумов, по идеологии сравнимый, возможно, с «ИГИЛ».
Известный профессор Пенроуз считает мозг по многим параметрам, в некотором роде, «квантовым компьютером». У Вас своя точка зрения?
Парадоксально, но интересно, но тут я не специалист.
От вырубленных лесов Амазонки и заброшенных урановых шахт – до Чернобыля и мусора на Орбите, Земля испытывает беспрецедентное вторжение человека. Не остаётся сомнений, что человек способен её добить. Мне трудно просить у Вас рецепт, но, может быть, есть совет, как спасти ситуацию?  Что должен делать, или, наоборот, не делать человек, чтобы решить проблему здоровья Земли?
Есть только один способ – начинать с детских садов и школ. И на себя оборотиться, а не на владельцев химзаводов. Обычный обыватель, разбрасывая мусор, меньше вредит земле лишь в силу своей слабости, простите за каламбур. Ну не в состоянии он вылить сотни тонн отравы в реку, бедняга. Впрочем, он может и потягаться с химическими магнатами, оставляя горящие костры.
Я не сторонник эволюционной теории, в противном случае, слоны бы уже научились пользоваться огнём, а гамадрилы щеголяли в  одеждах.
Простите, не верить в эволюцию сейчас – это то же, что считать Землю плоской.
Всё говорит о том, что мы – Высший промысел, уникальный опыт Вселенной, но в чём состоит наше предназначение? Если Вам приходилось искать ответ на этот вопрос, не можете ли Вы поделиться тем, что Вам удалось выяснить?
Есть вариант, что мы – промежуточная ступень к компьютерному разуму. Установлено, впрочем, что мы уникальны (в смысле: разум чрезвычайно редок во Вселенной). Но не исключено, что где-то когда-то (вспомните о 4-х измерениях) существует разум выше нашего.
Мы собрались отправить к «Проксима Центавра - b» исследовательские нано зонды - парусники. Разгоняемые лазерами с Земли до скорости в одну треть световой, теоретически, они способны достичь адресата за двадцать лет.  Но это значит, что туда и обратно – сорок, и это ближайший к нам ареал с возможностью гипотетической жизни, со среднегодовой температурой минус тридцать, по Цельсию. Можем ли мы связывать с этим какие-то большие надежды, хотелось бы узнать Ваш прогноз?
Сомнительно. Мне кажется, журналисты снова раздули муху до размеров слона. Я никогда не манипулирую жаренными данными, и Вам не советую. Вполне возможно, это будет иметь значение для человека третьего тысячелетия, а в наших с Вами обстоятельствах и высадка представителя Земли на Марс пока ещё скорее из области мечтаний – почти фантастика! Посмотрим, что дадут эти зонды…
Вы согласны, что начался «антропоцен» - новая геологическая эпоха?
Деление на эры, периоды – условно. Назовем наше время «антропоценом», я не возражаю. Тем более, что, как я понимаю, привешивание к новому периоду времени ярлыка ни к чему никого не обязывает. Человек меняет природу с каждым столетием, безусловно,  всё сильнее, в принципе, мы вполне  в состоянии спровоцировать любую эпоху. Почему бы и не «антропоцен», но вот природа не согласна – активно сопротивляется, и может скинуть нас даже в каменный век, благодаря климатическому (хотя я в него не очень верю), биологическому, ядерному, и.т.д. оружию. Посмотрим, опять же…
Благодаря телескопу «Кеплер», мы поняли, что Космос кишит планетами, но почему-то молчит. Мы не получили оттуда ни одного сигнала, ни направленного, ни случайного. Что это – особенность психологии далёких миров, или их и наше взаимное техническое несовершенство?
Видите, астрономия дает миллиарды (ну, по крайней мере, десятки миллионов в Галактике) пригодных для жизни планет. А вот биология – против.
Возникновение жизни, а затем разума – чрезвычайно редкое явление. Пока – единственное, известное только на Земле.
Сингулярность – точка в прообразе Пространства, в результате Большого Взрыва выросшая во Вселенную. С неё, как полагают, всё началось, но была ли она «Чёрной Дырой», или чем-то похожим, которая превратилась в «Белую», предсказанную ещё тридцать лет назад некоторыми теориями?  Вас ничто не наводит на подобные умозаключения, или была просто пустота, в которой, всё-таки, произошёл квантовый скачок неизвестно чего в неизвестно куда?
Тут я не специалист. Но советую поаккуратнее играть с подобными категориями, особенно с «квантовым скачком», который, если я не ошибаюсь, выражаясь по-простому, обычная «случайность» - такая же, как пять раз подряд попасть на «зеро» в рулетке.
Пятнадцать миллиардов лет назад Вселенная была такой же «Пангеей», как Земля пять миллиардов лет назад. Потом была такая история: в ходе разных квантовых манипуляций возникли первые химические элементы, водород и гелий, из них - первые звёзды, которые скапливались в галактики - «континенты».  Дрейф материков Земли продолжается. А что во Вселенной, куда идём, чем может закончиться большое плавание галактик - неужели «бесконечной зимой» Космоса, его «Чёрным Светом»? Или научный мир настроен не так скептически?
Нет, не так. Миллиард лет у человечества, порадую, всё же есть, если оно не самоуничтожится. За это время наши потомки что-нибудь придумают. Напоминаю, миллиард лет назад не было еще позвоночных. Так что вряд ли потомки будут напоминать нас. Впрочем, луна-рыба практически не изменилась за сотни миллионов лет…
Ещё во времена Эратосфена Киренского снят с повестки дня вопрос о форме Земли - она эллипсоид, так же, как всё, движущееся сквозь радиоактивный туман, более или менее, шар. Вас не угнетает такое форменное однообразие предметов, наполняющих темы Ваших исследований?
Во-первых, Эратосфен считал Землю шаром (это верно с точностью, достигнутой в его время). Во-вторых, форма Земли слегка меняется и нами уточняется. В-третьих, в космосе огромное разнообразие объектов всевозможных форм.
Кстати, Чёрные Дыры, они тоже похожи на эллипс - что об этом говорит математика, или она об этом пока молчит?
Чёрная дыра, скорее, шарообразна, но если хотите знать точно, то это к Хокингу - он у нас «Дырами» занимался…
В сентябре NASA запустило зонд «OSIRIS - REx» к  астероиду  Бенну  для взятия проб.  Но как же быть с Апофисом, куда более опасным небесным камнем? Как вы думаете, к нему станцию отправят?
Думаю, да. Мы следим за Апофисом и другими АСЗ (прошу не путать: это не автозаправки, а Астероиды, Сближающиеся с Землёй). Кстати, наше с вами Пулково, в рамках международной программы, занимается мониторингом некоторой части этих объектов, что вселяет некоторую уверенность, что границы Планеты, как минимум, на замке. Как это ни банально покажется, но в качестве одного из сценариев развития событий, если камень выйдет из-под контроля, можно ещё раз посмотреть фильм «Армагеддон».
Какие имена могли бы подойти некоторым экзо - планетам, украшенным скучными номерами с латинскими буквами? Даже в среде галактик есть неофициальные названия - «Сомбреро», «Водоворот», «Туманность Андромеды». Может быть, для самых интересных планет чужих звёзд у астрономов уже существуют «прозвища»?
Их слишком много. Конечно, экзотические получат собственные имена.
Плутон для Вас по-прежнему планета, или всего лишь один из астероидов Пояса Койпера?  Как Вы относитесь к его разжалованию?
Я был за его разжалование с 1978 г, когда узнали его массу. Правда, я бы так не спешил, и дал определение карликовой планеты (не астероида!) после всесторонних обсуждений.
Если поднять историю, то кроме Птолемея, столетиями в астрономию шли совершенно разные по образованности и социальному статусу люди. Это проповедник Бруно, пастор Коперник, изобретатель и торговец «трубами» Галилей, правитель Самарканда Улугбек, внук Тамерлана, астролог Кеплер, но время, когда великие открытия совершали непрофессионалы, кануло в Лету. Какими знаниями, какими базовыми началами должен обладать исследователь Космоса - наш современник, и что для этого может понадобиться астрономам будущего?
Не так! Древние все были универсальными учеными (астроном, математик, врач, геолог, кристаллограф). Коперник был профессиональным священником, врачом и астрономом, получившим высшее образование во всех названных областях. Галилей был профессором (преподавателем вуза), физиком, астрономом, оптиком.
Улугбек и Кеплер были профессионалами высшего класса. 
Теперь надо получить образование в одной из областей - по склонности - в физике, астрономии, приборостроении. Обычно хороший специалист досконально знает свою область и ориентируется в смежных областях.
Моделей Вселенной очень много. А какой она не может быть?
По антропному принципу она не может быть полностью непригодной для жизни. (Как пример: она не может быть в форме чемодана - простите, шучу).
Есть разные методы популяризации астрономии, астрофизики, науки о космосе. Хотелось бы знать, какие Вы считаете наиболее эффективными?
Нет такого. Должно быть многообразие подходов.
Мы знаем, что Вы проводите свои лекции в лёгком жанре, с известным присутствием юмора. А не могли бы Вы поделиться с нами каким-нибудь анекдотом на космическую тему?
Вы ошибаетесь. Это опять к Хокингу, который играет самого себя в «Симпсонах». Несмотря на напасти, Стивен человек с запасом оптимизма, хотя его интервью и статьи скорей навевают грусть.
Наука, в том числе и о космосе, из века в век наращивала динамику исследований благодаря отдельным выдающимся личностям, но сегодня она, скорее, корпоративна. Хорошо это или плохо? Или я ошибаюсь, и на острие науки, по-прежнему, находятся личности?
Это не хорошо и не плохо. Это так. Но всё же роль личности если и уменьшилась, то не сильно. Ньютон был окружен сотней видных ученых. Сейчас их знают лишь историки науки. Вот и кажется, что он был один плюс еще 3 - 4 человека. А современников мы помним, и не всегда их правильно ранжируем.
Галактики наперебой позируют «Хабблу» и «Кеплеру», мы уже привыкли к полученным снимкам первых красавиц. Профессор, представим себе - Вы член жюри конкурса «Мисс Вселенная».  Которой из представительниц прекрасного светового излучения досталась бы Ваша симпатия?
Благодарю Вас за интересное предложение, но работы столько, что мне не нужны даже вы, но судить прекрасное - за это ни я не возьмусь, ни любой другой влюблённый в астрономию профессионал. На мой взгляд, они все прекрасны и интересны, но мне, по первому чувству, больше нравится «Сомбреро».
Спасибо, Константин Владиславович, за столь неожиданные, и действительно познавательные ответы. Новых вам открытий, а для этого
здоровья крепкого.


Текст: Игорь Киселёв

воскресенье, 8 января 2017 г.

Стивену Хокингу 75

СТИВЕНУ ХОКИНГУ 75! 


Благодаря большому другу российской науки доктору Торну, мне удалось переслать Стивену поздравление:



Добрый вечер, господин Торн. В день юбилея Вашего друга и соратника, профессора Хокинга хотел бы попросить Вас передать ему поздравления от всех любителей астрономии России. Пожелать, в первую очередь, здоровья, упорства, и конечно же новых научных открытий, которые он обещал сделать. 

Передайте - мы его любим! 

С уважением, Игорь Киселёв.